Maxim Kantor
VIVE LA FRANCE
Выражаю солидарность с парижской газетой, выражаю солидарность с павшими журналистами в их работе, выражаю восхищение французской культурой - которая всегда пребудет свободной от догм.
Стреляли, собственно говоря, не только в авторов сегодняшних карикатур - стреляли в Вольтера, смеявшегося над фундаментализмом, стреляли в Рабле, потешавшегося над султанами, стреляли в Монтеня (еврея, кстати сказать), иронизировавшего над фанатиками мусульманства.
То, чего не хочет понять террорист, обязан понять цивилизованный гражданин: смеются не над пророком - а над тем, как слово пророка используется фанатиками, как из буквы учения происходит насилие над инакомыслием. Нет ни единой заповеди в мире - будь то слова Мухаммеда или слова Христа, слова Будды или Конфуция - которые могли бы являться основанием для насилия. И это первая и важнейшая заповедь любой религии.
Нет ни единого изречения в мире, которое ограждено от критики или анализа - или от карикатуры.
Слава Франции и слава французской культуре, слава Оноре Домье и Паскалю Рабате - и вечная слава погибшим сегодня художникам.
Оказывается, перо и чернила действуют - и линия, как во времена Домье, сечет порок как хлыст. Требуется пуля, чтобы остановить линию - так это же признание.
Мы можем констатировать несколько вещей: а) французская насмешка жива - и она доходит до цели; б) Европа многим мерзавцам кажется слабой - ее желают напугать; в) в мире довольно негодяев, поддержавших терроризм - российские фашисты среди них.г) русской шовинистической черни кажется, что европейцев проучили - вот и Россию пусть не трогают: мало ли что мы укропов мочим, а не смейте нас критиковать. Прочел реплику гламурного фашиста Лимонова; уверен, что подобной дряни хватает.
Касательно Европы недурно уразуметь следующее.
Феномен сегодняшней Европы состоит (в числе прочего) в ее кажущейся слабости. Европа не всегда казалась слабой, Карл Великий или Людовик 14ый слабыми нисколько не казались; слабым не казался и Наполеон - стараниями всего света его одного скрутили - но вообще-то Наполеон был убедительным историческим персонажем; а вот демократическая Европа - кажется слабой.
Быть демократом - значит выглядеть слабаком. Тирания - гораздо выигрышнее: решения принимаются мгновенно, исполнительность завидная, подобострастие впечатляет. Правда, ханы воруют а население в нищете, но с идеологической точки зрения - все красиво.
Воспитанный человек уступает место в троллейбусе и вытирает ноги при входе в дом - разве хулиган такого очкарика будет бояться? Гейропа! Что они могут! Вот мы, новые, юные, хищные, дурные - Моторола идет! А что очкарик против Моторолы? Дедушка очкарика был конкистадором и крестоносцем, а сегодняшний демократ чувствует раскаяние за конкистадора и крестоносца. И оттого он выглядит слабым.
Это обманчивое впечатление.
Европа была и остается самым сильным культурным полем планеты - и дух Европы сломить невозможно.
Фашистам и фундаменталистам сегодня хочется играть в Мордор, хулиганы говорят так: "раз в богатом доме думают про нас плохо - так мы и будем очень плохие". И плюются, бьют окна, стреляют. Это дурно и глупо.
Нет, хулиганы, про вас плохо не думают. Про вас думают хорошо. Надеются перевоспитать - и непременно перевоспитают. И хулиганам придется в который раз сделать над собой усилие - и учиться быть людьми. Сразу не получится. Очень медленно получается, как мы видим. Но, возможно, получится у детей.
Да здравствует Франция!
https://www.facebook.com/maxim.kantor.3/posts/10204632743595916
